Baldur’s Gate: Первая и лучшая – Обзор игры
Нет такого RPG’шника, который бы не слышал о легендарной Baldur's Gate. И несмотря на свой почтенный возраст, эта легенда 2000-го года по-прежнему живет и здравствует, продается в Steam и даже переживает ремейки. Именно Baldur's Gate посвящен настоящий обзор. Правда, в версии Enhanced Edition…
«Почему не оригиналу?» – может задаться вопросом читатель. Всё просто: ту самую первую BG сегодня не купить. Она сохранилась в коллекциях на CD, да и то не у всех. Да и отличий у EE от OE не так уж и много, чтобы выискивать последнюю на трекерах.
Отступление ностальгическо-лирическое
Baldur's Gate – первопроходец в переносе правил AD&D из настолки в виртуальный мир. BioWare первыми догадались отказаться в CRPG от вида от 1-го лица в пользу изометрической проекции. А за счет уникальной на момент выхода BG боевки, смогли в «тактическую составляющую», присущую именно настольной игре.
Но боевая система – далеко не первое, что изобрели в BioWare специально для Baldur's Gate. В частности, канадская студия сделала невозможное на тот момент: разработчики оживили и персонажей, и NPC, просто придав каждому из них свою историю. Кроме того, у каждого из сопартийцев есть «характер». И если товарищи не сойдутся во взглядах на жизнь, то скандала (а то и дружеского махача) не избежать.
Локации – еще одна фирменная фишка Baldur's Gate 1. По временам разработки, они поражают воображение. Конечно, это не современные >30 кв. км. симулятора гряземесов Snowrunner. Но площадь и без того немаленькая. Прибавим к этому разномастные подземелья и поймем, почему исследование мира BG может занять месяцы.
Но в полной мере насладиться всеми прелестями BG за номером 1 можно начиная с версии EE, которая, кстати, портирована в 2019 году на PS4, XBOX One и Nintendo Switch. Ранее Baldur's Gate заботливо перенесли на Android, iOs и Linux.
Baldur's Gate vs Baldur's Gate: Enhanced Edition: отличия
Первое и самое видимое отличие – «графоний». В EE мы видим подтянутые текстурки, поддержку высокого разрешения и широкоформатных дисплеев, доработанный интерфейс. Если раньше мы наблюдали вот такое:
То теперь игра выглядит вот так:
Второе отличие – 3 новых персонажа, каждый из которых «оснащен» своим уникальным квестом. Кроме того, в игру из 2-ой части «перекочевали» классы, подклассы и прочие «подрасы». Ну а остальное – избавление от стародавних RPG-заморочек наподобие разговоров по 10 раз с одним и тем же NPC ради получения квеста или многократно повторяемого отдыха для восстановления здоровья до 100% ХП.
Кроме того, в EE перекочевали некоторые «фишки» из BG-2, наподобие подсветки кликабельных объектов и магии. Всего насчитывается более 400 изменений оригинала. Но основной «колорит» Baldur's Gate 1 сохранен и преумножен, включая сюжетные перипетии.
Каноничный сюжет
Игре в фэнтези-сеттинге обязательно требуется каноничный сюжет, иначе она не сможет не просто войти в историю, но и вообще продастся. И к чести сценаристов BioWare, Baldur's Gate показывает эталонную сюжетную линию.
Начинаются приключения в самой проработанной AD&D-вселенной – в «Забытых королевствах», на Побережье мечей. Герой – сирота, которого приютили в защищенной от внешних угроз крепости Кэндлкип. Все шло просто отлично – опекун Горион холил и лелеял воспитанника (-цу). Внезапно (!) он выдал полбуханки красного и рупь на дорогу, велел собрать вещи и бежать. Почему – не уточнил.
И вот, наш подопечный стоит перед гостиницей крепости и соображает, чего бы ему прикупить. А потому события несутся вскачь: на главгероя совершают нападение, причем не местный забулдыга, а вполне профессиональный наемный убийца. Чудом выжив, герой немедленно мчит к Гориону, вместе они срываются с места, попадают в засаду и опекун погибает. А наш аватар остается с ворохом проблем и мучительно соображает: куда грести?
Выживание в фэнтези мире в сеттинге AD&D
Смерть Гориона означает для игрока только одно: он предоставлен самому себе. И пусть сюжет прямолинеен, но побочных квестов тут пруд пруди, что в сочетании с «открытым миром» кажется верхом свободы для столь древней игры.
Теперь игроку придется:
- искать союзников и спутников – соло прохождение Baldur's Gate не то что бы невозможно, но весьма затруднительно;
- покупать, мародерствовать, воровать экипировку – без соответствующего шмота, оружия и бижутерии главгерой не проживет в этом опасном мире и месяца (это вам не нынешний Dark Souls);
- делать
финт ушамилевел-ап – учиться, учиться, учиться (и еще раз, учиться), чтобы подготовиться к финальной битве; - выполнять квесты разной степени сложности – экспы для быстрой прокачки категорически не хватает.
Естественно, все наши приключения сопряжены с битвами. А боевая система в Baldur's Gate целиком и полностью релевантна AD&D, что является несомненным плюсом. Сам же бой выглядит следующим образом:
- натыкаемся на отряд противников (или на одиночку – как повезет);
- ставим игру на паузу и принимаем непростое решение – позорно бежать или пасть смертью храбрых;
- на той же паузе производим расстановку, т.е. дальнобойных и магов в заднюю линию, бойцов на передовую;
- не выключая паузы, раздаем приказы: на ком должны сосредоточить огонь лукари и маги, кого – сдержать мастера ближнего боя;
- снимаем с паузы;
- profit!
Кстати, не все встречные противники будут нашей партии «по зубам». Многие враги, особенно на лоу-левеле, способны одной левой укокошивать всю дружную компанию главгероя. В этом случае можно попробовать применить 3 разных варианта.
- Драпать! Т.е. банально сбежать и таким образом избежать стычки.
- Спрятаться. В локации «Гостиница «Рука дружбы», которая находится почти на старте, к партии пристает явно могучий враг. Чтобы победить его – достаточно простой войти в таверну и провести время в наслаждении ужином, глинтвейном и мягкой периной дворянской кровати. С вражиной расправятся местные стражники, на что не иллюзорно намекает диалог с ними при выходе в локацию.
- «Скормить» ненужного члена партии. Т.е. всем отдаем приказ бежать, а бедолаге – атаковать врага. Если противник «сагрится» – ключевые члены партии выживут и успеют убежать на достаточное расстояние.
Типичный фэнтези-герой
Дабы игрок вообще смог вступить в схватку с врагами, ему предварительно нужно определиться с тем, каков будет его аватар. С учетом нововведений в Baldur's Gate Enchanced Edition, героя можно слепить из следующих ингредиентов.
- Пол. Ну, в этом месте все предсказуемо – либо мальчик, либо девочка.
- Портрет. Разумеется, можно выбрать мордашку, которая будет отображаться в интерфейсе на месте главного героя.
- Раса. Предложены люди, эльфы с полуэльфами, гномы с полуросликами и дворфы с полуорками. Каждая раса имеет подробное описание с указанием сильных и слабых сторон, особенностей.
- Класс. Целых 11, куда входят типичные для AD&D боец, следопыт, паладин, клерик, друид, маг, вор, бард, колдун, монах и варвар. Разумеется, для некоторых рас доступны мультиклассы. Можно выбрать бойца, мага и вора в 1 флаконе.
- Подкласс. У каждого из классов свой подкласс. Например, колдун может быть «чистым» колдуном, а может и последователем драконов со своими уникальными «абилками».
- Мировоззрение. От законно-доброго до хаотичного злого – всего 9 вариантов.
- Параметры. Стандартный набор из силы, ловкости, телосложения, интеллекта, мудрости и харизмы.
- Навыки. Имеется ввиду используемое аватаром вооружение, представлен огромный список колюще-режуще-и-прочим-образом-атакующиго-оружия.
- Магия. Первичный набор заклинаний, если создаваемый персонаж будет магичить.
- Внешность. Цвет волос, кожи, одежки и ее отделки (а вы что подумали?)
- Озвучка. Голос главгероя на выбор.
И его спутники
Естественно, к нашему аватару будут присоединяться союзники, относящиеся к разным расам, классам и со своим мировоззрением. В итоге игрок должен «сколотить» отряд, который будет показывать максимальную эффективность. И это приводит к необходимости в микроменеджменте – жаждущих составить компанию нашему аватару «пруд пруди». И не все спутники будут нужны. Но уже здесь можно применять «финт ушами»: если в отряде есть лишнее место, а очередной просящийся не нужен, то можно:
- включить его в отряд;
- раздеть до нитки;
- при случае отправить на убой или заменить при найме следующего сопартийца.
Таким нехитрым способом можно обзавестись золотишком и бесплатным шмотом, которого вечно не хватает. А вот таскать балласт из ненужных спутников – недальновидно. Экспа распределяется на весь отряд.
«Citius, Altius, Fortius!»
В целом, опыта для прокачки в BG стабильно не хватает, что с учетом невероятной сложности (в сравнении с современными проектами любого уровня) представляется проблемой. Браться приходится за любой квест, стремиться выпилить любого моба, дабы получить хоть крупицу экспы. Но как только будет набрана «критическая масса» (от 1500 экспы на 1 перса), происходит левел-ап. Т.е., как вы понимаете, бывает сие событие нечасто.
Повышение уровня означает получение дополнительных пунктов HP, но не это главное. Важно, что при левел-апе открываются дополнительные способности, что особенно критично для всех, якшающихся с магией. Да, это не Готика, где уровень можно «прикупить» у инструктора. Здесь все по «взрослому», т.е. по AD&D'шному.
Поведение героя
Поскольку главгерой – коренной житель Забытых королевств, ему волей-неволей приходится общаться с местным населением в виде не только квестовых NPC, но и забулдыг в тавернах, обывателей в городах и товарищей в своей партии. И здесь игра удивляет. Нет, не так. УДИВЛЯЕТ! Практически для каждого кликабельного живого объекта предусмотрен ответ в диалоговом окне.
Некоторые недруги так же готовы вступить в переговоры. Но просьб о пощаде автор как-то не встретил, а вот предложение «жизнь или кошелек» – пару раз бывало. Причем если отдать всю наличность, враг внезапно пропускал топать дальше и никоим образом не агрился ни на героя, ни на его товарищей.
Вообще, текстовая часть Baldur's Gate вполне может вытянуть на полноценный роман – в пересчете на книжный формат получается 400+ страниц. И большая часть книги была бы диалогами.
Техническая часть Baldur's Gate
Поскольку речь идет не о книге, а об игре, интересно узнать – на чем реализовано сие великолепие? Вся игра крутится на Infinity – движке, который был специально написан для проекта «Battleground Infinity» все той же BioWare. Примечательно, что именно из него выросла та BG, которую мы знаем, а также ее 2-я часть и версии EE для них.
Изначально игре нужно было немного: P166, 16 МБ ОЗУ, 2МБ видеокарта и поддержка DirectX 6.0. А вот Baldur's Gate: Enhanced Edition более прожорлива. Игру нужно уже P-4 1 ГГц, 512 МБ ОЗУ, видеокарта с поддержкой OpenGL 2.0 (причем графика НЕ от Intel!), 2ГБ места на диске и Windows не ниже XP. То есть, версия EE избавляет нас от проблем с запуском, кои мы наблюдаем в ранних играх. В отличие от Might&Magic 8, Baldur's Gate: Enhanced Edition запускается без пляски с бубном.
В итоге, мы получаем весьма приятную картинку, сопоставимую по качеству с комьюнити модом BiG World Project (кстати, если у вас есть оригинальная BG – поставьте указанный мод). На программном уровне движок игры предусматривает:
- смену времени суток;
- погодные эффекты.
Кстати! Время на часах влияет на персонажей. Они хотят спать, да и вообще предпочитают двигаться и сражаться днем, как нормальные люди. Если долго не отдавать приказов, персонажи могут и вовсе заскучать
Помимо этого, сам по себе мир довольно населен. Конечно, по плотности дичи на квадратный мир он уступает The Witcher 3 или Kingdom Come: Deliverance, но и здесь летают птички и бегает всевозможная фауна, что привносит свой колорит. Осталось только добавить бабочек для полноты картины мира…
А вот в воду разработчики не смогли, причем это касается и оригинала, и Baldur's Gate: Enhanced Edition, и мододелов. Она по-прежнему смотрится инородно и декоративно. Хотя, казалось бы…
Вместо заключения
Почему в Baldur's Gate обязан сыграть каждый, кто интересуется RPG? Всего лишь потому, что эта игра актуальна и по сей день, дарит незабываемое приключение длиной в несколько месяцев и показывает, с чего началась большая часть современных RPG.
Если бы не вышла в свое время Baldur's Gate, не было бы таких игр, как серия The Witcher (поляки работали над своей локализацией, да и вообще вдохновлялись продуктом BioWare) и компьютерной реализации Star Wars. Ведь Lucas Arts хоть и упростила, но все же использовала игровые механики, придуманные канадцами.
Напоследок хочется сказать, что серия возрождается – Larian Studios работает над Baldur's Gate 3. Поэтому в качестве подготовки, да и просто для изучения вселенной, стоит пройти и 1, и 2-ой Baldur's Gate. Время пока есть, но его все меньше.