1

Might and Magic 8: На закате легендарной серии RPG – Обзор игры

Во времена, когда разрешение 1024х768 было нормой, а Dial-up'ный интернет царствовал в России, New World Computing (при поддержке 3DO) выпустил Might and Magic 8. Да-да, именно в 2000-ом году появилась сия замечательная ролевка, которая оставила глубокий след в сердцах поклонников RPG и даже заняла почетное место на полке геймеров всего мира.

Но как получилось, что MM8, являя собой всего лишь посредственное переиначивание 6-ой и 7-ой игр серии, стала лучшей в своем роде? Ответ до банальности прост: кто-то впервые узнал о Might and magic именно благодаря 8-ой части, кто-то купил в память о ММ6 и ММ7, а кто-то просто поддался стадному инстинкту. Ведь эта RPG – всего лишь почивание на лаврах, и «выехала» она исключительно благодаря успеху предыдущих частей. Но обо всем по порядку.

Эпические приключения…

Фирменная фишка серии Might and magic – сюжетная взаимосвязь всех частей игр. Но 8-ая сюжетно плохо выписывается в отлично разработанную вселенную. Сюжет здесь строится по стандартной и классической схеме RPG, что плюс. А вот минус – плохая стыковка с предыдущими частями. Причем разработчики отсылают нас аж к ММ3, вот до чего все грустно.

Итак, есть некий неабстрактный негодяй – маг 80-го левела Эскатон. Он создал мегакристалл прямо по центру прибрежного населенного пункта. А этот городишко – едва ли не столица ранее неизвестного игрокам континента Джедам. Кристаллическое новообразование, как любое инородное тело, стало портить жизнь флоре и фауне континента: вызывало извержения вулканов, наводнения, северокорейские испытания ядерных ракет, разброд и шатания среди мирных граждан, прочие ужасы.

Главному герою делать больше нечего предстоит взять ситуацию под свой контроль и навести порядок на континенте, попутно наподдав всем негодяям. Причем наш главный герой – не абы кто, а корованщик охранник каравана, волею сценариста судьбы оказавшийся на островах Кинжальной раны (шта?). Вопрос: почему Главгерой не ушел вместе со своим караваном? Ответ: так мосты же разрушены, отступать некуда, и вообще, за нами Москва, за Родину, за сами знаете кого.

…в посредственном мире…

Несмотря на то, что на дворе был уже 2000 год, NWC решила не изобретать велосипед и выкатила новую разработку на чуть-чуть модифицированном движке MM6 и 7 соответственно. Это объясняет:

  • пустоту мира;
  • посредственные текстуры там, куда их удалось натянуть;
  • спрайтовость окружения.

Все модели монстров, «интерактивных» элементов мира и просто окружения – спрайты. Не тот вкусный Sprite на полке магазина, а тот поганый спрайт, который портит впечатления от детализации в Gothic 2.

Сам мир довольно большой (почти как в Elder Scrolls), и столь же сильно сдобрен квестами разной степени зубодробительности. Ну, как зубодробительности? Все сводится к банальщине из разряда «отнеси-принеси-найди-сходи-замочи».

 Главгерою придется прокладывать свой путь среди монстров… ну, в целом, как в любой мало-мальски модной RPG того времени, выполненной в фэнтези-сеттинге.

Путешествует наш аватар не один. По мере прохождения игры отыскиваются великолепные герои, которые жаждут баб и водки славы, а потому с удовольствием составляют компанию нашему персонажу.

…эффективного персонажа

Специфика игрового мира Might and magic 8 – население континента Джадама составляют человеки и исключительно темные расы. В их число входят вампиры, некроманты, тролли, минотавры, темные эльфы и, внезапно, драконы. Начального персонажа можно выбрать из всех вышеперечисленных, кроме дракоши. Тот присоединяется к партии чуть позже.

Ролевая система довольно специфична, но изучается на «раз-два». Герой изначально обладает рядом атрибутов:

  • мощью – влияет на силу атаки;
  • интеллектом – определяет запас маны;
  • лидерством – важно для клириков, минотавров и вампиров;
  • выносливостью – решает, какой запас HP будет у героя;
  • меткостью – понадобится не только лукарям и прочим дальнобойщикам, но и мастерам ближнего боя;
  • скоростью – сокращает время между атаками;
  • удачей – характеристика, которая определяет сопротивляемость к атакам врагов, ловушек и пр.

Показатели можно менять еще на старте, дораспределив дополнительные пункты.

Также в Might and magic 8 сделан определенный упор на скиллы, навыки в оружии и доспехах. Выполнение различных квестов дает опыт. Как это принято в приличном обществе RPG, рост экспы позволяет поднять уровень героя. Но парни из NWC (не иначе как по совету ребят из 3DO) решили, что так просто поднимать уровень посредь деревни нельзя. Для этого обязательно нужно тащиться к инструктору и там, оплатив госпошлину, налог на опыт, дань на наложниц, взятку, услуги ответственного лица, встать на ступеньку выше в местной геройской лестнице.

Дальше еще мудреней. Повышение уровня сулит дополнительные скилпойнты. Распределить их по одной штучке не выйдет. Переход на следующую ступеньку требует количества скилпойнтов, аналогичное новому уровню. Например, был прокачан топор на 5 уровень. Чтобы поднять его до уровня 6 потребуется 6 скилпойнтов.

Каждый из скилов подразумевает определенные звания, которые все также продаются присваиваются городскими мастерами.

  • 1-3 очка – нуль без палочки;
  • 4-6 очков – эксперт;
  • 7-9 очков – мастер;
  • 10 – великий мастер.

Каждое продвижение открывает какую-то особенность. Топовый грандмастер может применять ранее освоенные навыки с большей эффективностью на погибель врагам.

Классы с легкой руки разработчика смешали с расами, что не пошло игре на пользу. Впрочем, единожды освоившись – уже не забудешь. Это как на велосипеде ездить (только менее применительно в жизни).

Кое что о сопартийцах

Поскольку партию можно составить из 5-ти героев (1 начальный + 4 наемника), это привносит определенное разнообразие в игровой процесс. Например, можно попробовать пройти игру одними воинами или скидать армию клонов из магов.

Но на обещание реакции сопартийцев и мира на выбор игрока от некоторых современных обзорщиков не нужно обращать внимания. Игра вышла в 2000 году. И потому NPC здесь фиолетово, кто именно составляет партию, какую дичь творит игрок и прочее.

Например, обещают, что клирики не будут дружить с некромантами, а потому ополчатся на героя, если таковой возьмет повелителя нежити в свой отряд. На самом деле, болванчикам строго наплевать на это.

Особенность пофигизма NPC демонстрирует следующий трюк:

  1. Берем наемника в ТОПовых шмотках в отряд.
  2. Раздеваем новобранца.
  3. Выгоняем ограбленного.
  4. Profit!

Этого наемника можно снова включить в отряд – сий непись не обиделся, и готов сопровождать игрока в любое место.

Кстати, поскольку сопартийцев можно постоянно менять, то Might and magic 8 логичней проходить с помощью 2х тактик.

Тактика первая. «Вместе мы – сила!»

Самый простой и логичный способ выживания в Джедаме. Заключается он в как можно более быстром найме помощников, дальнейшем их взращивании до высот великих мастеров. Удобно тем, что к финальной битве у игрока окажется предсказуемый отряд, заточенный на универсальное решение проблем.

Минус – отряд, особенно на ранних стадиях, не будет показывать высокой эффективности. Это значит, что в некоторых локациях от противников придется драпать (и не факт что получится).

Тактика вторая. Эффективный менеджмент

Эта тактика направлена на сбор максимально эффективного отряда под каждую конкретную ситуацию. Например, решили мы разделаться с костяными драконами или, скажем, скелетами. Для этого обходим окрестности, собираем команду клириков и выносим супостатов на счет «раз». Но такая команда спасует против обычных дракошей. Здесь больше пригодятся рыцари или темные эльфы.

И стоит сказать, подобный подход привносит в жанр RPG столь неожиданную свежесть, что Might and magic 8 начинает играть всеми красками. И вот тут можно простить и откровенно убогую графику, и даже сюжет, написанный на коленке за 10$ знакомым графоманом (шутка, на самом деле сюжет неплох как и все, что выходило из-под руки Д. Ван Канингема).

Технические аспекты

Если в 2000 году особенного удивления системные требования Might and magic 8 не вызывали (достаточно было P-166, 32 MB RAM и Dx 7.0 и выше), то они же превращаются в настоящую головную боль в 2020 году.

Дело в том, что нормально установить игру на Win8.1 и выше не удается. Экспериментальным путем выявлено, что большинству в установке помогает:

  • предварительное копирование содержимого обоих дисков в 1 папку на HDD/SSD;
  • установка совместимости с Windows 98;
  • запуск от имени администратора.

На этом мытарства не заканчиваются. Следующим пунктом идут пляски с бубном при запуске игры. Даже если все сделано правильно – игра будет крашится (хорошо, что винду за собой не тащит).

Помогает предварительный запуск файла «MM8Setup» из папки с игрой. В открывшемся окне нужно выбрать «Fullscreen» и «Software 3D». И только после этого игра, наверное, запустится. Почему «наверное»? Некоторым, увы, и это не помогает, как не выручает и запуск виртуалки в VMware Workstation с гостевой системой Win98.

Звук & Графика & Управление

Что в игре по-настоящему вызывает восторг – озвучка. Что в оригинальной версии, что в русском переводе фразы героев, торговцев и обывателей Джедама звучат неплохо, вполне органично и убедительно. Озвучено многое – звуки шагов, скрип отворяемых дверей, сражения и битвы.

Саундтрек – неплохой. Конечно, он не врезается в память и «не звучит» вне игры (с Silent Hill или C&C Red Alert не сравнить). Но по мере прохождения Might and magic 8 музыка не вызывает гнетущих ощущений, ее не хочется выключать.

Что же касается графики, то увы. В 2020 году смотреть без содрогания на картинку никак не получается. Более того. Даже в год релиза графика была безнадежно устаревшей. И дело не в движке или лени разработчиков и графических дизайнеров. Просто NWC ориентировались на «счастливых обладателей» Low-end компьютеров. Видимо, сказался результат долгого сотрудничества с 3DO, которые стремились максимально широко охватить рынок компьютерных игр.

Управление в игре вызывает вопросы. Нет, не так. ВОПРОСЫ! Вот почему, даже в более ранних проектах при задействовании клавиатуры и мыши разработчики применяли знакомое всем геймерам WSAD, а в NWC отдали предпочтение курсорным стрелкам? Почему драг-н-дроп столь криво реализован, причем в местах, где он не нужен? Наконец, почему нельзя управлять камерой (даже в FPS тех лет это норма)? Увы, ответов мы не получим.

Конечно, настройки игры позволяю переназначить кнопки. Но это – еще один кирпичик против MM8. Разработчики попросту не думали об удобстве игроков…

Выводы (скромные, разумеется, авторские)

Когда-то давно, когда были попробованы MM6 и 7, автору хотелось сыграть и в MM8. Но, учеба и реальная жизнь совместно отговорили от покупки диска Might and magic 8. Возвращение к игре состоялось лишь 20 лет спустя.

Душа, избалованная графикой The Witcher 3, удобством управления в серии Mass Effect, свободой Divinity: Original Sin 2 и прочая-прочая, ужаснулась от первых кадров MM8. Но, стиснув зубы, начинаем разбираться и… прощать Might and magic 8 всю ту убогость, что была описана выше.

Простить игре можно все что угодно только за 2 составляющие – закрученность сюжета (но, при этом, помним, что речь идет о 2000 году) и ролевую систему. Все остальное – увы, убого для RPG, которую почему-то считают до сих пор лучшей в своем жанре.

А ведь если разобраться, она будет лучшей только для нескольких «категорий» геймеров:

  • для фанатов серии Might and Magic (и то, не для всех);
  • для тех, кто начал знакомство с RPG с этой игры;
  • для тех, кто до сих пор не проапгрейдил свой P-166.

Но все же, если у вас есть свободный вечер – почему бы не предаться ностальгии (или не оценить, как на ПК развлекались родители в бытность свою студентами)? Тем более что Might and Magic 8 можно легально купить в GOG.

RostyaL
Опубликовано: 4 года назад
обзоры
Комментарии
Karlail (гость)
3
4 года назад
Игра была хороша для своего времени. Много часов в нее убили с другом, старались что-то найти новое в этом мире. В итоге, я так и забросил, переключившись на HOMM3 или Diablo (может что-то еще, сейчас не упомнишь), а вот у друга получилось получить в финале игры какой-то документ о ее прохождении )
Diablo (гость)
3
4 года назад
Отличная игра, только положительные воспоминания.
Сейчас, конечно, выглядит старомодной, но все равно, понастольгировать можно.

P.S. Кто не пробовал - рекомендую попробовать пройти игру одним персонажем. Будет интересный новый опыт)
Дракула (гость)
5
4 года назад
Помню, помню. Кучу раз проходил) По сложности значительно легче чем предыдущие части. Лучший фарм уник шмоток - пещера драконов в ущелье Гаротты)

Есть кстати неплохая модификация, объединяющая 8,7,6 части в одну игру)

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти или зарегистрироваться